СПРЕС



Система СПРЕС предназначена для повышения безопасности движения поездов за счёт своевременного выявления на ходу поезда неисправных вагонов, эксплуатация которых недопустима по причине возможного схода.

Одним из основных нормируемых показателей безопасности движения колёс по рельсам является отношение Н/Р, где Н- горизонтальная поперечная нагрузка от колеса на головку рельса, Р- вертикальная нагрузка от колеса на рельс.

Нормируемый показатель -  Н/Р используется  и на зарубежных дорогах ряда стран, например, США, Франции, Канады. В этой связи, задача своевременного предупреждения о возможном сходе вагонов сводится к необходимости контроля ходовых характеристик тележек посредством определения следующих параметров узлов вагонов:

  • степени аварийности тележки: отношение разности износа гребней колёс колёсной пары (по всей развёртке колеса) к среднему износу обода (по среднему кругу катания колёс) колёсной пары;
  • не соответствие зазоров в скользунах допустимым значениям;
  • величины эксцентриситета - е - закрепления хвостовика автосцепки;
  • не параллельности осей колёсных пар тележки;
  • величины отжатия головки рельса в мм;
  • выявление колёс с постоянным прижатием гребней к головке рельса на прямых участках пути;
  • величины превышения нормированного значения  горизонтальной поперечной нагрузки - Н от колёсной пары конкретного вагона на головку рельса.

Взяв за основу результаты фундаментальных исследований отраслевых  институтов, Научно-производственным предприятием «СПЕКТР» г.Екатеринбург, разработана система СПРЕС, контролирующая на ходу поезда  указанные параметры. С целью повышения достоверности контроля  в системе применён мажоритарный принцип отбора информации о контролируемых параметрах узлов вагонов. В разработанной системе решение о неисправности вагона по причине возможного схода  принимается посредством математического моделирования, с учётом совокупного влияния «весовых» коэффициентов каждого из контролируемых параметров на общий показатель аварийности вагона, при этом информация, выдаваемая оператору ПТО вагонов (или в АСУ ПТО), предусматривает указание величины контролируемых параметров узлов конкретного вагона, по причине которых возможен сход. 

Учитывая исключительно жёсткие требования к аппаратуре СПРЕС, когда с одной стороны требуется тщательный контроль технического состояния подвижного состава, исключающий случаи схода, и  в то же время такой контроль не должен повлиять негативно на технологический процесс работы ПТО, одновременно с выше указанной информацией на монитор компьютера оператора ПТО, по команде оператора, для поездов с аварийной тележкой (колёсной парой),  предусмотрена выдача дополнительной информации - кардиограммы с  графическим отображением линии отжатия (упругого наклона) головки каждого из рельс от действия поперечных сил - Н колёс каждой из колёсных пар, проходящего в контролируемой зоне поезда.

Синхронно с отображением линии отжатия головок рельс от действия поперечных сил каждой из колёсных пар (тележек) приводятся:

  • численные значения величины отжатия  головок рельс в мм;
  • величина превышения нормированного значения горизонтальной поперечной нагрузки – Н  от конкретной аварийной тележки (колёсной пары) на головку рельса с указанием номера вагона в физических единицах, позволяющим (при необходимости), с учётом профессионального опыта специалистов ПТО, визуально убедиться в степени аварийности вагона в  проходящем по контролируемому участку поезде  и, таким образом, оcознанно подойти к  принятию решения о возможности дальнейшего следования вагона в поезде. Указанная информация  хранится в базе данных системы.

СКАТ (Система контроля автоматизированная транспортная) Бекасово

Смотреть видеоролик: